Вернуться к содержанию учебника
Выберите год учебника
№418 учебника 2011-2018 (стр. 165):
Учимся читать и пересказывать лингвистический текст.
1. Вдумчиво прочитайте текст.
2. Используя текст и содержащиеся в нём схемы, расскажи те сначала об образовании причастий настоящего времени, а затем — причастий прошедшего времени.
№418 учебника 2019 (стр. 151):
1. Сравните тексты: что описывается в каждом из них — предмет или место? Какого они стиля и типа речи? Где можно встретить такие тексты?
1) Медаль Суворова из серебра, имеет форму круга, диаметром 32 мм с выпуклым бортиком с обеих сторон.
На лицевой стороне медали — профильное (влево) погрудное изображение А. В. Суворова. Вдоль верхнего края — надпись рельефными буквами «Александр Суворов», в нижней части — рельефное изображение лавровых ветвей.
На оборотной стороне в центре — рельефное изображение скрещенных шпаги и сабли, под ними номер медали.
Медаль с помощью ушка и кольца соединяется с пятиугольной колодкой, обтянутой шёлковой муаровой лентой красного цвета с зелёными полосками вдоль краёв. Ширина ленты 24 мм, ширина полосок 3 мм.
2) Посреди комнаты стоял чудной красоты кукольный театр. На занавесе его блестел золотой зигзаг молнии. С боков занавеса поднимались две квадратные башни, раскрашенные так, будто они были сложены из маленьких кирпичиков. На левой башне были часы с бронзовыми стрелками. На циферблате против каждой цифры нарисованы смеющиеся рожицы мальчика и девочки. На правой башне — круглое окошко из разноцветных стёкол.
(А. Н. Толстой)
2. Расскажите, как построены приведённые ниже фрагменты: по типу описания предмета (что? — какой?), по типу описания места (где? — что?) или по смешанному типу, в котором сочетаются обе модели? Назовите «данное» и «новое» в предложениях.
3. Рассмотрите на вклейке (с. 14) изображение (фотографию) медали Суворова и рисунок художника В. Л. Владимирского к книге Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Перескажите письменно один из текстов, используя иллюстрации.
№418 учебника 2020 (стр. 18):
Прочитайте текст про себя, а затем вслух. Перескажите его, обращая внимание на то, как правильно употреблять числительные, обозначающие годы XXI века.
Как только третье тысячелетие наступило, начиная с года 2001-го, возникло языковое затруднение, появились многочисленные ошибки, до настоящего времени не изжитые.
Наряду с две тысячи первый, второй, третий, четвертый и т. д. мы довольно часто слышим: в двух тысяч (или тысяче?) первом, четвёртом, восьмом... году.
Эти неправильные варианты возникают под влиянием слова двухтысячный. Но ведь это - сложное слово, а названия всех прочих лет, начинающихся двойкой. 2001, 2002 ... 2099, представляют собой сочетания слов. И они должны быть оформлены так же, как названия привычных лет с начальной единицей, в которых на первом месте стоит в именительном падеже слово тысяча: тысяча первый (второй... девятьсот девяносто девятый). Начальной «двойке» должно соответствовать сочетание две тысячи: две тысячи первый (второй... девяносто девятый).
Итак, надо говорить к две тысячи первому году, о две тысячи девяносто девятом годе. (Н. Еськова)
№418 учебника 2021-2022 (стр. 151):
1. Сравните тексты: что описывается в каждом из них — предмет или место? Какого они стиля и типа речи? Где можно встретить такие тексты?
1) Медаль Суворова из серебра, имеет форму круга, диаметром 32 мм с выпуклым бортиком с обеих сторон.
На лицевой стороне медали — профильное (влево) погрудное изображение А. В. Суворова. Вдоль верхнего края — надпись рельефными буквами «Александр Суворов», в нижней части — рельефное изображение лавровых ветвей.
На оборотной стороне в центре — рельефное изображение скрещенных шпаги и сабли, под ними номер медали.
Медаль с помощью ушка и кольца соединяется с пятиугольной колодкой, обтянутой шёлковой муаровой лентой красного цвета с зелёными полосками вдоль краёв. Ширина ленты 24 мм, ширина полосок 3 мм.
2) Посреди комнаты стоял чудной красоты кукольный театр. На занавесе его блестел золотой зигзаг молнии. С боков занавеса поднимались две квадратные башни, раскрашенные так, будто они были сложены из маленьких кирпичиков. На левой башне были часы с бронзовыми стрелками. На циферблате против каждой цифры нарисованы смеющиеся рожицы мальчика и девочки. На правой башне — круглое окошко из разноцветных стёкол.
(А. Н. Толстой)
2. Расскажите, как построены приведённые ниже фрагменты: по типу описания предмета (что? — какой?), по типу описания места (где? — что?) или по смешанному типу, в котором сочетаются обе модели? Назовите «данное» и «новое» в предложениях.
3. Рассмотрите изображение медали Суворова и рисунок художника Леонида Викторовича Владимирского (1920 - 2015) к книге Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Перескажите письменно один из текстов, используя иллюстрации.
№418 учебника 2023-2024 (стр. 8):
Рассмотрев таблицу, устно просклоняйте словосочетания три стола, три инженера, четыре квартала, четыре профессора.
№418 учебника 2011-2018 (стр. 165):
Обратимся к теме "Причастие".
№418 учебника 2019 (стр. 151):
№418 учебника 2021-2022 (стр. 151):
Обратимся к теме "Описание".
№418 учебника 2020 (стр. 18):
Перескажите прочитанный текст.
№418 учебника 2023-2024 (стр. 8):
Обратимся к теме "Склонение числительных".
№418 учебника 2011-2018 (стр. 165):
Причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени:
Действительные причастия при помощи -ущ-, -ющ- (I спр.): играют→играющий, бегут →бегущий; -ащ-, -ящ- (II спр.): смотрят→смотрящий, держат→держащий.
Страдательные причастия образуются при помощи суффиксов -ем-, -ом- в I спр.: наклоняемый, ведомый; -им- во II спр.: слышимый.
Причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива:
Действительные причастия при помощи суффиксов -вш-, -ш-: лететь→летевший, нести→нёсший.
Страдательные причастия с помощью суффиксов: -енн-, -ённ-, -нн-, -т-: увидеть→увиденный, удивлённый, сказанный, одетый.
№418 учебника 2019 (стр. 151):
№418 учебника 2021-2022 (стр. 151):
1. В первом тексте - деловое описание предмета, во втором - описание помещения художественного стиля. Первый текст можно встретить в справочниках, энциклопедиях. Второй - в художественной литературе.
2. По типу смешанному типу описания строится первый текст. В нём описание предмета, где "данное" - предмет, "новое" - определение, в 1 и 4 абзацах, а описание места, в котором "данное" - место (где?), "новое" - предмет (что?), в 2-3 абзацах.
По типу описания места строится второй текст. В нём "данное" - место (где?), "новое" - предмет (что?).
№418 учебника 2023-2024 (стр. 8):
И. п. три стола три инженера
Р. п. трёх столов трёх инженеров
Д. п. трём столам трём инженерам
В. п. три стола трёх инженеров
Т. п. тремя столами тремя инженерами
П. п. о трёх столах о трёх инженерах
И. п. четыре квартала четыре профессора
Р. п. четырёх кварталов четырёх профессоров
Д. п. четырём кварталом четырём профессорам
В. п. четыре квартала четырёх профессоров
Т. п. четырьмя кварталами четырьмя профессорами
П. п. о четырёх кварталах о четырёх профессорах
Вернуться к содержанию учебника