Вернуться к содержанию учебника
Выберите год учебника
№404 учебника 2011-2018 (стр. 158):
1. Спишите текст, употребляя правильные окончания. Запись оформляйте по образцу предыдущего упражнения.
Зажмуришься и вдыхаешь. Такая радость! Такая свежесть, вливающ[?]ся тонко-тонко, такая душист[?] сладость — со всеми запахами согревш[?]ся сада, замят[?] травы, растревожены[?] тёплых кустов черной смородины. Нежарк[?] уже солнце и нежн[?] небо, сияющ[?] в ветвях, на яблочках.
(И. Шмелёв)
2. Используя данный текст, докажите, что падежные окончания причастий определяются так же, как окончания имён прилагательных, то есть по вопросу, заданному от определяемого слова.
3. Укажите в тексте причастия. По каким языковым признакам вы узнали их? Разберите причастия по составу.
4. Выполните словообразовательный разбор выделенных слов.
№404 учебника 2019 (стр. 146):
№404 учебника 2021-2022 (стр. 146):
1. Выразительно прочитайте отрывок из повести Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и его команда».
Что увидела Женя, случайно попав в дом к Тимуру? Найдите в тексте слова, которые называют предметы и место их нахождения (где находились эти предметы). Какие слова содержат главное в сообщении (являются «новым»)?
[Она заглянула в соседнюю комнату.]
Здесь стоял письменный стол, на нём чернильный прибор, пепельница, небольшое зеркало. Справа лежал старый, ободранный револьвер. Тут же у стола в облупленных и исцарапанных ножнах стояла кривая турецкая сабля.
2. Для какой речи книжной или разговорной — характерны выделенные слова? Почему они употреблены в тексте?
№404 учебника 2020 (стр. 13):
Какие значения выражают дробные числительные? Приведите свои примеры.
Составьте и запишите словосочетания с дробными числи тельными.
1)
2) Г..ктар, т..р(?)..тория, центнер, ..пельсин, процент, доля с..кунды, ..г..род, к..л..метр, к..л..грам(?).
№404 учебника 2023-2024 (стр. 3):
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ
Прочитайте текст. Подготовьтесь к ответу на вопрос: что обозначает имя числительное?
№404 учебника 2011-2018 (стр. 158):
Обратите внимание, что окончания причастий совпадают (как и окончания прилагательных) с окончаниями вопросов к ним.
№404 учебника 2019 (стр. 146):
№404 учебника 2021-2022 (стр. 146):
Обратимся к теме "Описание".
№404 учебника 2020 (стр. 13):
Объясним правописание слов:
Обратимся к теме "Склонение дробных числительных".
№404 учебника 2023-2024 (стр. 3):
Обратимся к теме "Имя числительное".
№404 учебника 2011-2018 (стр. 158):
№404 учебника 2019 (стр. 146):
№404 учебника 2021-2022 (стр. 146):
1. Попав в комнату Тимура, Женя увидела письменный стол, на нём чернильный прибор, пепельница, небольшое зеркало. Справа лежал старый, ободранный револьвер. Тут же у стола в облупленных и исцарапанных ножнах стояла кривая турецкая сабля.
"Новое" - это предметы, которые увидела вошедшая Женя: стол, прибор, пепельница, зеркало, револьвер, сабля и признаки предметов: письменный, чернильный, небольшое, старый, ободранный, кривая, турецкая.
2. Выделенные слова характерны для разговорной речи. Они употреблены, чтобы создать атмосферу обычного быта.
№404 учебника 2020 (стр. 13):
Дробные числительные выражают часть от целого числа (две седьмых) или целое число и его часть (одна целая семь девятых).
Одна четвертая апельсина , семь восьмых территории, две десятых доли секунды, две сотых огорода, три тысячных километра, пятнадцать сотых килограмма, две целых одна вторая процента, четыре целых шесть десятых гектара, шесть целых две третьих центнера.
№404 учебника 2023-2024 (стр. 3):
Имя числительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество, отвечает на вопрос сколько? или обозначает порядок при счёте и отвечает на вопрос какой? (какая? какое? какие?).
Вернуться к содержанию учебника